Главная Психотерапия Пульмонология Венерология Кардиология Гастроэнтерология Неврология Фармацевтика Терапия
Логин:  
Пароль:
МЕДИЦИНА ЗДОРОВЬЕ КРАСОТА НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕЧЕНИЯ Инсульт Массаж Вредные привычки Генетика Отдых Новости
ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ
Малыши
Срыгивания у грудничков :: До трех лет

Срыгивания у грудничков :: До трех лет

Рвотой называется неконтролируемое быстрое извержение содержимого желудка через ротовую область (иногда и через носовой проход). Это происходит из-за интенсивного сжатия мышц брюшного пресса, области диафрагмы и порой стенок самого пищеварительного
22.04.18

Лучшие статьи
Виды нарушений голосаНарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы. Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.

При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых.

У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.

Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации - пыль, дым, шум в помещении и т. п.

У детей появляются органические изменения в гортани - узелки посредине голосовой складки (так называемые "узелки крикунов"). Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет.

Основная причина их появления - перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание - оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.

Виды нарушений голосаВ настоящее время дополнительная очистка воды просто необходима и это не дань современным технологиям и моде. На чайнике постоянно появляется накипь, а при виде нее аппетит как то пропадает, а если еще и вода имеет мутный оттенок и неприятный запах, то фильтры для очистки воды просто необходимы. Конечно вся вода, которая бежит из крана, проходит многие стадии очистки, об этом свидетельствует запах хлора, но это не дает полную гарантию, что вода безвредна. Только фильтры для воды могут гарантировать безупречное качество воды, которые работают по принципу фильтры стационарного типа или обратного осмоса.

Фильтры имеют большое количество картриджей, поэтому необходимо только их вовремя менять. Вкусную, чистую, мягкую воду помогут вам получить фильтры удобные в эксплуатации для очистки воды с отдельным краном. Картриджи прослужат вам год, а изящный хромированный кран, который устанавливается под кухонной мойкой, вмонтированный на мойке или столешнице будет поставлять вам чистейшую воду. Стационарные фильтры помогут продлить срок эксплуатации водонагревательных приборов, таких как чайников, стиральных машин и кофеварок, так как многие знают, что именно из-за накипи выходят из строя многие приборы. Приобретя фильтры для очистки воды, вы получите не только чистую и вкусную воду, безопасную для здоровья, но и защитите свои приборы.

У детей может наблюдаться также и функциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса - физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.

Органические нарушения голоса подразделяются на центральные и периферические.
К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией.

К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, порезы мягкого нёба, расщелины нёба, рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин.

В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстроисся-кающий.

Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов.

Страдает и речевое развитие. Задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение.

Характерны также соматическая и психическая астенизацня (ослабленность), эмоциональные расстройства, нарушения саморегуляции.

К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью.

Различаются органические и функциональные афонии и дисфонии по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической картине гортани и степени восстановления голоса. По материалам http://venus-med.ru/.


Советы при ангинеВы заболели ангиной. И, наверное, никто из родных, друзей, знакомых, которым вы об этом сообщили, не остался равнодушным. Вас забросали советами: надо полоскать шалфеем, эвкалиптом, ромашкой, содой, солью с йодом, завязать горло, пить горячее, съесть целый лимон.
Мне кажется, что ни при одном заболевании люди не занимаются так охотно самолечением, как при ангине. Не потому ли она часто заканчивается осложнениями, в том числе заболеваниями сердца, суставов, почек?

Я не хочу сказать, что, например, полоскания бесполезны. Они обязательно входят в комплекс лечения. И помимо всего названного можно делать полоскания и... чаем, и даже, если под рукой нет ничего другого, просто кипяченой водой.
Смысл полоскания в том, чтобы струей жидкости прежде все¬го смывать с поверхности воспаленных миндалин слизь, налеты, гной и, кроме того, оказывать противовоспалительное действие. И потому важно не толь¬ко, чем полоскать, но и как полоскать. А вот этого-то многие и не знают.

Не слушайтесь дилетантских советов: полощи энергичней! Чаще! Интенсивное полоскание превращается в массаж миндалин, а воспаленный орган массировать не следует. Не будем забывать, что при ангине, особенно лакунарной, в извилистых лакунах — щелях, складках миндалин скапливается гной. Энергичное давление жидкости не смывает, а, наоборот, вдавливает его глубже. Болезнь затягивается, повышается риск развития околоминдаликового абсцесса, воспаления нижележащих лимфатических узлов.
Часто полоскать горло тоже нет необходимости — достаточно четыре-пять раз в день, в промежутках побольше пить, и не залпом, а спокойными медленными глотками.

Издавна известно, что боль в горле хорошо смягчается молоком. Его целебные свойства усилятся (правда, вкус не станет приятнее!), если на стакан добавить примерно половину чайной ложки пищевой соды. Можно разбавлять молоко минеральной водой боржоми (без газа), пить любые ягодные морсы, отвары сухих фруктов, чай.
Обильное питье назначают при многих инфекционных заболеваниях как средство, как бы промывающее организм, помогающее быстрее выводить токсины — продукты жизнедеятельно патогенных микроорганизмов. Таково же в основном его назначение и при ангине.
Щадя воспаленную слизистую оболочку миндалин, не надо пить ни слишком горячего, ни холодного, не следует есть острые блюда, приправы.
Советы при ангине

Раздражающее действие может оказывать лимон. И хотя он привлекает высоким содержанием витамина С, лучше не есть его целиком, а добавлять лимонный сок в чай, в раствор для полоскания.
Когда становится больно глотать, так и тянет обвязать горло. Согревание действительно полезно, но в виде компресса, который ставят на два часа. Традиционный компресс — полуспиртовой. С таким же успехом можно сделать масляный (кусок ткани, лучше льняной, смачивается подогретым растительным маслом) компресс и просто (вода, разумеется, должна теплой).

Обернув шею увлажненной и отжатой тканью, поверх кладут вощеную бумагу, далее слой ваты или мягкий шерстяной шарфик и закрепляют бинтом или косынкой. Только не забывайте: после снятия компресса недопустимо охлаждение. Поэтому оберните шею на некоторое время чистой сухой косынкой.
Итак, полоскание, питье, компресс и совершенно обязательный постельный режим. Но это лишь часть лечения. Как правило, врач назначает еще и антибиотики или сульфаниламидные препараты. Они необходимы для того, чтобы обезвредить возбудителя инфекции, предотвратить осложнения.

Самый привычный путь введения лекарств — «peros», то есть через рот, в виде таблеток, растворов, порошков. При ангинах нередко прибегают и к инъекциям. Лекарства, введенные внутримышечно, действуют более активно. Но больные, особенно дети, не любят уколов. Да и пока нет у нас в достатке одно-разовых шприцев, врачу приходится призадуматься: назначать ли инъекции?
Я предпочитаю третий вариант: вдыхание лекарственных веществ, распыленных в виде взвеси,- аэрозолей.
Каковы преимущества такого метода? Начнем с того, что вдыхание — самый физиологичный путь попадания лекарств в организм. Впрочем, и самый древний: лекари прошлого, столь охотно практиковавшие окуривание больного дымом различных тлеющих веществ, по существу, лечили его аэрозолями.

В распыленном виде лекарства становятся и физически, и химически гораздо более активными за счет колоссального увеличения их суммарной поверхности.
Масса вдыхаемых мельчайших частиц, плотно оседая на слизистой оболочке воспаленных миндалин, оказывает непосредственно местное лечебное действие.
Но этого мало Именно благодаря своей дисперсности такие частицы, осевшие и на гортани, трахее, бронхах, быстро всасываются. попадают в лимфатическую систему легких и в кровоток.
Советы при ангине

Наконец, аэроэольтерапия становится и дыхательной гимнастикой, улучшающей вентиляцию легких и работу сердца.
Такое лечение вполне можно проводить дома и взрослым, и детям старшего возраста. Существуют готовые аэрозольные баллончики, содержащие лекарственные препараты (Каметон, Ингалипт, Камфомен). Пользоваться ими очень удобно и просто.
Если у вас есть карманный ингалятор, например ИК-ОТ, можно с его помощью сделать ингаляцию составом, который вам назначит врач. Обычно длительность аэрозольной ингаляции 5 — 7 минут. Дышать надо спокойно, равномерно, вдох стараться делать поверхностным. Повторяют процедуру три - четыре раза в день.

Итак, если увидите в аптеке или в магазине карманный ингалятор, покупайте. Он послужит вам не только при ангине, но и при ОРВИ, гриппе, парагриппе.
А главный совет — старайтесь избегать ангин! Как и при респираторных заболеваниях, основа профилактики — закаливание. И общее, и местное: не кутайте шею, не избегайте холодной воды, ешьте мороженое, конечно, в разумных дозах. И обязательно лечите хронический тонзиллит. По материалам http://venus-med.ru/.


Ревматоидный артрит: симптомы и лечениеС проявлениями ревматоидного артрита сталкиваются, в основном, люди зрелого и пожилого возраста. Это заболевание характеризуется воспаленным состоянием суставов, а с течением времени и их разрушением. Однако артрит затрагивает не только суставы, пострадать могут и другие органы. Самое неприятное в этом заболевании то, что оно может длиться годами, периодически даря ложную надежду в периоды улучшений. Что и неудивительно, поскольку обострения артрита приносят крайне неприятные ощущения.

При обострениях больные суставы малоподвижны и болезненны, так же, как и расположенные рядом мышцы. Также может повышаться температура, человек чувствует упадок сил и теряет аппетит. Относительно ревматоидного артрита, как правило, страдают сразу обе конечности, чаще всего руки либо ступни. Если вы нашли у себя описанные симптомы, поскорее обращайтесь к врачу, чтобы он назначил вам соответствующие анализы.

Больные задаются вопросом, как лечить и вылечить ревматоидный артрит, с применением медикаментов или другими методами. К сожалению, полностью избавить от заболевания медицина не в состоянии. Зато облегчить страдания вполне может, снимая отеки и возвращая суставам подвижность. Помимо лекарств, с успехом применяют специальный комплекс упражнений, а в запущенных случаях доходит и до оперативного вмешательства. Врач подберет подходящее лечение, основанное на приеме одного из двух вариантов препаратов – противовоспалительные или базисные. Первые эффективны во время обострений, а вторые заботятся о долговременном состоянии суставов. По материалам http://venus-med.ru/.


Лечение остеохондроза позвоночника вертебрологией.Лечение остеохондроза позвоночника вертебрологией отличается от других средств тем, что его проводят на животе или на спине больного. Пациентка лежит в удобном положении, и включают аппарат. Уровень нагрузки и частоты колебаний регулируемый. Он имеет эффективность вибрационного воздействия. Но, несмотря на это, существуют и недостатки этого метода, например, выяснилось то, что в период вибрации появляются растяжения и увеличение микропропульсий межпозвонковых дисков, если сказать по- другому то это "вытряхивание" позвоночных дисков. Что вызывает дополнительные болевые ощущения, после этого приходится провести дополнительную манипуляцию.

Срок лечения может увеличиться тем, что при изготовлении средства не удаётся практически обеспечить полную симметрию прилагаемой нагрузки, поэтому активная мощность оказывается неодинаковой по позвоночнику пациента.Лечение остеохондроза: вытяжение позвоночника, накладывается фиксирующий пояс. Вытяжение производят в двух позициях - на животе и на спине по 2 минуты в каждой позиции. В конце сеанса пациенту предлагается отдых на спине. По материалам http://venus-med.ru/.


Коррекция голосовых расстройств у дошкольниковРасстройства голосовой функции у детей могут быть самостоятельными (дисфонии и афонии) и входить в структуру речевого нарушения, являясь составной его частью. Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, т. к. снижают ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии, а у самого ребенка патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями.

Многие исследователи подчеркивают роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний, отражает сложные оттенки сознания.

Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное звуко-произношение в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние и отражает психическую жизнь человека.

Логопеды все чаще отмечают в своей практике расстройства детского голоса, но в научно-педагогической литературе мало представлены данные о состоянии голоса детей дошкольного возраста и тех специальных методах и приемах, которые должны проводиться для предупреждения и коррекции патологии голосообразования. Исследования голоса детей касаются лишь медицинского аспекта этой проблемы, хотя дети, не получившие своевременной помощи, приобретают с годами стойкую неполноценность голосового аппарата и снижение коммуникативной функции речи. Использование специальной методики коррекции голосовых расстройств у дошкольников с речевой патологией позволяет быстрее устранить нарушения звуковой стороны речи и восстановить ее коммуникативную функцию.

Причины расстройства голоса разнообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких, перенапряжение голоса, снижение слуха, несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса.

Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации, вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Для обозначения патологии голоса используют термины афония — полное отсутствие голоса и дисфония — частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Афонии и дисфонии по характеру заболевания голосового аппарата делятся на функциональные и органические. Функциональные дисфонии носят временный, проходящий характер, а органические связаны с изменением структуры органов голосового аппарата. У детей наиболее распространены гипо-и гипертонусные дисфонии, вызванные узелками голосовых складок, ларингитами, аденоидитами, параличами гортани.

Гипотонусная дисфония обусловлена снижением мышечного тонуса голосовых складок, причиной ее возникновения является перенапряжение голосового аппарата, перенесенные ранее острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, врожденная слабость гортанных мышц.

Гипертонусная дисфония — нарушение голоса, вызванное повышением мышечного тонуса, обусловленное использованием твердой атаки голосообразования и чрезвычайно громким голосом. Это нарушение наблюдается у большинства детей с функциональными расстройствами голоса.

Следует отметить, что расстройства голосовой функции у детей входят в структуру речевых нарушений при заикании, дизартрии, моторной алалии и ринолалии.

Для детей, страдающих заиканием, характерны: недостаточная сила голоса, сужение его динамического диапазона, обедненность интонационной стороны речи и осиплость голоса, связанная с заболеванием верхних дыхательных путей и перенапряжением голосовых складок.

Наиболее значительные нарушения голоса отмечаются у детей с моторной алалией и дизартрией: осиплость, недостаточная модулированность, глуховатый, тусклый тембр. Иногда отмечается излишняя громкость и грубость голоса, назализация. В речи детей отсутствуют логические ударения, тембр речи у одних замедленный, а у других — ускоренный. Речевое дыхание формируется к шести годам и его хватает для произнесения одно-двухсложных слов.

У детей с минимальными дизартрическими расстройствами нарушения голоса выражаются в изменении его силы — чрезмерная громкость или слабость, осиплость, снижение модулированности, назализация. Интонационная сторона речи маловыразительна. Дети хуже, чем в норме, передают интонации вопроса, восклицания и особенно утверждения, отсутствуют логические ударения, наблюдается ускоренный или замедленный темп речи.

Расстройства голосовой функции у детей с дислалией обычно связаны с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей.

Из-за назального тембра голоса при ринолалии нарушено произношение гласных и согласных звуков. При ринофонии страдает только тембр голоса, а артикуляция звуков не отличается от нормальной.

У детей с нормальным речевым развитием, а также у дошкольников с дислалией наиболее распространенным голосовым нарушением является спастическая дисфония, которая возникает из-за перенапряжения голоса. Часто дисфония возникает у детей, которые громко говорят или много кричат. Обычно голос этих детей утром бывает нормальным, а к вечеру нарастает утомляемость и наблюдается осиплость. При ларингоскопическом осмотре гортани на голосовых складках выявляются узелки «крикунов». Такие дети страдают хроническими тонзиллитами, ларингитами, аденоидитами и аллергическими заболеваниями. Фонационное дыхание становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой, но под воздействием лечения и специальных упражнений голос восстанавливается.

Так как фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок, в связи со слабостью гортанных мышц, а диапазон звучания составляет 5-6 нот, то это необходимо учитывать в коррекционной работе.

Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции является комплексный ортофонический метод Е. С. Алмазовой, адаптированный и дополненный для дошкольников с речевой патологией.

Основная цель ортофонического метода — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием и звучанием, дифференциация ротового и носового дыхания, получение громкого, звонкого, «полетного» звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений.

Для восстановления голосовой функции у дошкольников используются следующие этапы ортофонического метода, включающие:
1. Рациональная психотерапия.
2. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
3. Тренировка кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедическими упражнениями.
4. Автоматизация восстановленной фонации. По материалам http://venus-med.ru/.


Радикулит: причины и симптомы радикулитаМногим из нас знакомы неожиданные боли в шее или спине, которые иррадиируют по ходу иннервации корешков спинномозговых нервов. Также часто мы отмечаем появление чувства покалывания, онемения в мышцах, слабость в них и т.д. Это заболевание называется радикулит или по научному радикулопатия. Причиной появления болевых ощущений является сдавление и раздражение корешка, выходящего из спинного мозга. Наиболее часто к такому виду раздражений приводит воздействие самого позвонка или его диска. Среди основных причин радикулопатий выделяют: грыжи дисков в поясничном, шейном или грудном отделе позвоночника, дегенерации дисков, травмы, наличие опухолей , остеофитов, стеноз фораминальный ( сужение канала, по которому проходит корешок) и стеноз спинномозгового канала. Такие пациенты чаще всего жалуются на блуждающие боли от поясницы в ноги и от шеи в руки, кроме того на различные изменения или нарушения чувствительности (покалывание, онемение, жжение в конечностях), на снижение мышечной силы в каких то определенных мышцах.

Поэтому в зависимости от локализации процесса выделяют поясничный, грудной и шейный радикулит. Для выяснения причин заболевания необходима консультация специалиста. На основе анамнеза и неврологического осмотра врач может определить место локализации, выяснить объем движений и мышечную силу.

На основании этих данных будет назначена прицельная рентгенография, которая поможет определить степень нарушения целостности и наличие конкретных дегенеративных изменений в позвоночнике. Для определения степени повреждения нервных волокон проводится ЭМГ, а такие методы, как КТ и МРТ.

Чтобы не болеть, нужно правильно питаться, например, пицца доставка Екатеринбург, доставит для вас непревзойдённую, вкуснейшую пиццу, которой вы будете наслаждаться в течении долгого времени. По материалам http://venus-med.ru/.


Причины нарушений речиПод причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций. Для более глубокого изучения нарушений речи, определения их специфики, правильного выбора направления коррекционного воздействия, определения зоны ближайшего развития имеет важное значение выявление причин речевого нарушения. В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.

Молодым родителям очень сложно в первые полгода после рождения ребенка. Столько нового, много обязанностей, страхи и неуверенность постоянно преследуют, это еще не учитывая постоянного недосыпания. И вот настает поход в поликлинику. Для многих родителей это очень стрессовая ситуация. Особенно сложно, когда на улице холодно. Одевать, раздевать младенца, но при этом, чтобы он не замерз или не вспотел. А заходя в кабинет к педиатру, мамы начинают "скакать", пытаясь успокоить ребенка. Успокаивать, к сожалению, приходится и даже уже больших детей, которые боятся врачей. Но детский врач - это особый человек, ему вы должны и можете доверять. Никто другой не даст вам лучшего совета, как ухаживать, кормить, лечить ребенка. Никто другой не сможет так хорошо понять ребенка и помочь ему. В поликлинике принимают врачи всех специальностей, и вам смогут помочь с любой проблемой и вопросом. Для того, чтобы уменьшить очереди в коридорах, была создана предварительная запись к специалисту.

К тому же позвонив по телефону, вы получите совет, куда и к кому вам лучше обратиться. В поликлинике вы проходите с ребенком диспансеризацию, и оформляете карту в детский сад или школу. Детишки и поликлиника неразлучно связаны. Ведь когда болеет ребенок, у любого здорового взрослого сжимается сердце от боли и жалости, и хочется помочь малышке.

Если вы боитесь ходить в поликлинику, где всегда множество инфекций, то возможен вызов врача на дом. Эта услуга очень важна и для родителей, и для малышей. Ведь она облегчает заботы матери, избавляет ее от лишних переживаний и хлопот, связанных с походом в поликлинику.

В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:
- наследственные (генные и хромосомные заболевания);
- гипоксические (внутриутробная гипоксия - кислородное голодание);
- травматические (внутричерепные кровоизлияния);
- биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших);
- заболевания матери во время беременности (острые и хронические). Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, "детские инфекции", листериоз, токсо-плазмоз, сифилис. Среди хронических заболеваний наиболее опасны для развивающегося организма эндокринные заболевания матери (сахарный диабет, гипотериоз и др.);
- химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипо- и ги-первитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов);
- радиоактивное облучение;
- иммунологическая несовместимость по Rh и антигенам крови матери и плода;
- социально-психологические.

При внутриутробных поражениях мозга исследователи отмечают наиболее тяжелые речевые нарушения, которые нередко сочетаются с сенсорными и интеллектуальными нарушениями и с патологиями опорно-двигательного аппарата.

Внутриутробная гипоксия может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия), а при условии нерезко выраженной гипоксии может замедлиться созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).

Внутричерепное кровоизлияние, обусловленное слабостью сосудистых стенок, в зависимости от локализации, может привести к алалии (моторной или сенсорной), дизартрии, неврозоподобно-му заиканию.

Воздействие вирусов приводит к возникновению внутриутробного менингоэнцефалита и замедлению скорости деления клеток мозга, а воздействие продуктов жизнедеятельности вирусов (токсины) - к интоксикации организма матери и будущего ребенка.

Острые и хронические заболевания матери во время беременности из-за нарушений маточно-плацентарного кровообращения могут приводить к внутренним поражениям мозговых структур.

Под воздействием химических факторов поражается центральная нервная система. В частности, в литературе описана клиническая картина олигофрении (умственная отсталость) алкогольно-эмбриопатического генеза, сочетающаяся с нарушениями речи; ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами нёба. Бесконтрольный прием лекарственных препаратов - сульфаниламидов, антибиотиков, гормональных препаратов - приводит к речевой патологии коркового генеза. К возникновению врожденной расщелины нёба приводит прием препаратов группы кортизонов, а также перенасыщение организма плода витамином А.

Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по Rh вызывает распад эритроцитов плода, в результате чего выделяется непрямой билирубин, поражающий подкорковые отделы мозга и слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха и подкорковым дизартриям.

Влияние радиоактивного облучения до конца еще не изучено, но имеющиеся факты говорят о возникновении тяжелых патологий мозга.

К социально-психологическим факторам относят затяжные стрессы, субдепрессии, проявляющиеся в вегетативных нарушениях, вялости, раздражительности, плаксивости, повышенной тревожности, навязчивых страхах, что может привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:
- асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);
- травматические (родовая травма, акушерско-гинекологическая патология).

Асфиксия новорожденного - патологическое состояние новорожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью. В головном мозге новорожденного в результате микроциркуляторных расстройств возникают отек, кровоизлияние. У детей, перенесших асфиксию, могут наблюдаться синдромы гипо- и гипервозбудимости, повышенное внутричерепное давление, судороги. Причинами асфиксии являются острая и хроническая внутриутробная кислородная недостаточность, внутричерепная родовая травма плода, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, внутриутробная инфекция, закупорка дыхательных путей плода слизью или околоплодными водами, пороки развития дыхательной и сердечнососудистой систем плода. Возникновению асфиксии способствуют заболевания матери, особенно хронические.

Под родовой травмой новорожденного понимают повреждение новорожденного, возникающее в родах. Предрасполагающими факторами являются гипоксия и гипотрофия плода, недонашивание и перенашивание беременности, крупные размеры плода. В этих случаях снижаются адаптационные способности плода, и он может пострадать даже при нормальном течении родов. Родовая травма новорожденного нередко возникает при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое), акушерских операциях. Родовая травма нервной системы включает повреждения головного мозга, спинного мозга и периферической нервной системы.

Внутричерепная родовая травма характеризуется внутричерепными кровоизлияниями, отеком мозга, ишемией его ткани. Родовая травма периферической нервной системы включает парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры.

Таким образом, у детей, перенесших асфиксию или внутричерепную родовую травму, могут наблюдаться отставания в психоречевом развитии, детский церебральный паралич.

В постнатальный период развития ребенка возможно влияние следующих тератогенных факторов:
- наследственных, проявляющихся в период становления речи;
- травматических (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы);
- биологических;
- ослабленного соматического состояния ребенка;
- химических;
- социально-психологических.

Влиянием наследственных тератогенных факторов в постнатальный период развития ребенка может быть объяснено возникновение заикания; отмечается роль наследственных факторов в возникновении ринолалии, механической дислалии, алалии, дисграфии, дислексии.

С момента рождения жизнь ребенка подвергается опасности травматизации. Травматизация (черепно-мозговая травма), произошедшая до трехлетнего возраста, при которой пострадали клетки коры головного мозга, может быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия. Возникновение посттравматических дизартрии возможно при поражении клеток подкорково-корковых областей, а также двигательных корково-ядерных путей, ядер, корешков и периферических отделов отдельных черепно-мозговых нервов.

Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов, вызванная проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи.

Комплексное взаимодействие химических тератогенных факторов и соматических заболеваний детей может привести к отставанию психоречевого развития.

Нередко в результате неправильного воспитания в семье либо в условиях несемейного воспитания у детей наблюдается психическая депривация, следствием которой может быть речевой негативизм и нарушение коммуникативной функции речи.

В ряде случаев повреждения головного мозга в период новорожденного могут не выявляться. Впоследствии данные повреждения диагностируются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). При ММД имеет место задержка темпа развития функциональных систем мозга, что приводит к разнообразным задержкам психоречевого развития.

Несмотря на важность временного параметра при возникновении патологии, необходимо учитывать еще ряд параметров: характер и локализацию повреждения, пластичность нервной системы ребенка, степень сформированности речевой функциональной системы в момент повреждения мозга. По материалам http://venus-med.ru/.


Простые и сложные дислалииВ зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

Наряду с так называемыми "чистыми" формами встречаются комбинированные формы акустико-фонематических, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонетических дислалий. М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу, несводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи, они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития.

Механическая дислалия. Нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической.

В настоящее время наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные:
1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами;
2) отсутствием резцов или их аномалиями;
3) неправильным положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса).

Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже - р и р'.

Довольно часто в таких случаях нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Однако не всегда зубные аномалии приводят к дефектам произношения: при ряде деформаций зубов оно может оказаться нормальным.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом.

Однако не во всех случаях, язычных аномалий страдает произношение звуков. Это неоднократно отмечалось лингвистами. (Р. О. Якобсон, М. В. Панов) и специалистами в области патологии речи (Г. Гутцман, Р. А. Юрова и др.).

Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков, один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, логопед встречается преимущественно с последствиями деформаций травматического происхождения, при которых в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (о, у).

В ряде случаев механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической дислалией.

Во всех случаях механических дислалии необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. По материалам http://venus-med.ru/.


Симптоматика и виды заиканияОсновным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения) и силе выраженности.

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические. Тонические судороги мышц проявляются в виде внезапного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего сразу несколько мышечных групп (язык, глотка, диафрагма). Весь речевой аппарат заикающегося как бы скован, рот часто полуоткрыт, либо, наоборот, губы плотно сомкнуты, все лицо резко напряжено и отражает физические усилия, которые прилагает заикающийся, чтобы произнести звук. В речи наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова (к...ровать, линей...ка, зм...ея).

Клонические судороги - насильственное, многократное, ритмичное сокращение мышц речевого аппарата. При этом заикающийся повторяет либо отдельный звук, либо слог (к-к-к-конфета, мо-мо-мо-локо).

Обычно и тонические и клонические судороги бывают у одного и того же заикающегося, тогда тип судорог определяется как смешанный - клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

Некоторые исследователи указывают, что в начальный период течения заикания преобладают клонические судороги, по мере утяжеления присоединяются тонические судороги.

Локализация судорог. Судорожные сокращения мышц в процессе общения могут преобладать в каком-либо отделе периферического речевого аппарата. Выделяют: артикуляционные, голосовые, дыхательные судороги. Обычно судороги бывают смешанные, но какой-либо вид преобладает (дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т. д.)

Тяжесть проявления речевых судорог. Различают три степени заикания: тяжелая степень, средняя степень, легкая степень. Заикание считается слабым, если оно едва заметно и не мешает речевому общению ребенка, сильным считается заикание, при котором в результате длительных судорог речевое общение становится практически невозможным. Итак, при легкой стегГени наблюдаются запинки в спонтанной связной речи; при средней степени -запинки в монологической и диалогической речи; при тяжелой - запинки во всех формах речи. Степень тяжести заикания зависит от многих причин и непостоянна у одного и того же человека. Кроме того, при сильной степени наблюдаются также сопутствующие движения и эмболофразия.

Сопутствующие движения возникают при заикании не сразу, а, как правило, проявляются, когда дефект прогрессирует и принимает более тяжелые формы. Проявляются они в судорожных движениях различных групп внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей. Различают непроизвольные, т. е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения, и произвольные.

Непроизвольные сопутствующие движения вызываются тем, что возникающие в различных отделах речевого аппарата спазмы иррадируют в мышцы лица и другие части тела. Так может возникнуть зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притоптывание ногами, разнообразные движения туловищем.

Произвольные сопутствующие движения возникают наряду с произвольными и вызываются тем, что заикающийся, стремясь побороть возникающие судороги речевого аппарата, сознательно прибегает к различным приемам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясет руками, крутит головой, трогает ухо, дергает пуговицу и т. п.

Иногда трудно различить произвольные сопутствующие движения и непроизвольные, так как один вид часто переходит в другой. Заметив однажды, что сопутствующее движение помогло в разговоре, заикающийся начинает применять его сознательно. У него появляется уверенность, что подобные приемы значительно ослабляют заикание. В дальнейшем, как правило, эти приемы не только не облегчают, но, напротив, еще больше затрудняют речь.

При хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э-э», «вот это», «это», «вот» и т. п. Такое явление называется эмбо-лофразией, а сами слова - эмболами.

Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми трудными звуками. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимися.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь тех звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией или страхом речи. Под воздействием страха заикающийся не может произнести эти звуки и слова или особенно сильно запинается на них.

Страх речи (логофобия) приводит к тому, что заикающиеся начинают заменять при произнесении отдельные трудные для них звуки и слова другими. При этом смысл высказывания часто искажается, что не всегда осознается заикающимися.

Для заикающихся детей характерно двигательное беспокойство, проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подергивании тела или конечностей. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, постоянное изменение позы.

Один из внешних признаков заикания - расстройство дыхания. Неречевое дыхание у заикающихся, как правило, поверхностное, ритм неустойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение же речевого дыхания у них настолько резко выражено, что некоторые исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, особенно [п], [т], [к]. Судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными. Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении распространенных предложений, сложных по своей грамматической структуре.

На появление запинок влияет и ритмическая структура слов. Запинки чаще возникают на предударных и ударных слогах и практически не появляются на заударных слогах. Наиболее часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

Все описанные симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Обычно без специального логопедического воздействия заикание усиливается. Однако у одного и того же ребенка степень тяжести заикания весьма изменчива, поскольку большую роль играют обстоятельства, в которых протекает речь. Например, наедине с собой, с игрушками, с мнимым собеседником он говорит без запинок, но присутствие других людей оказывает на его речь воздействие. Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, может не вызвать затруднений, но беседа с малознакомыми людьми или с теми, кого ребенок боится или стесняется, сразу же вызывает усиление заикания.

Состояние речи тесно связано также с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается во время болезни, при переутомлении, при возбуждении от подвижных игр. Наблюдаются также колебания в проявлении заикания в связи с погодой, временем года, условиями жизни, питанием. По материалам http://venus-med.ru/.


Коррекция физиологического и фонационного дыхания Основой качественного голосообразования является правильная организация речевого выдоха или опоры дыхания.

Опора дыхания — это термин, употребляемый в речевой и вокально-педагогической практике, определяющий сознательное замедление фазы выдоха, благодаря точной координированной работе мышц — вдыхателей и выдыхателей. Опора дыхания вызывает своеобразное ощущение столба воздуха, поддерживаемого внизу мышцами брюшного пресса и упирающегося в небный свод.

Опорный пояс голоса — мышцы живота и спины. Голос формируется в нижней части живота. Главная задача логопеда — скоординировать работу этих мышц с голосоведением. Голос — озвученное дыхание, и если дыхание свободно, то и голос свободный.

Так как дети неправильно используют выдох, пользуются только верхним дыханием, проводятся упражнения по развитию нижереберного дыхания и нижних резонаторов. Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное звучание и сформировать длительный экономный выдох, а также увеличивают емкость легких и улучшают подвижность грудной клетки. Для этой цели можно использовать «отдышечные упражнения»:
1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваемся от пола.
2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.
3. Обвязываем широким поясом чуть ниже талии и пробуем раздвинуть узел мышцами живота, на выдохе произносим «ф».
4. Правое колено к левому локтю — выдох «ф», и наоборот.
5. Наклоняемся — выдох «ф».

Для коррекции физиологического дыхания используют различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Основной принцип этой гимнастики — неправильное, парадоксальное дыхание — вдох на скрученной грудной клетке и шумный короткий выдох.

На первом этапе губы и зубы разомкнуты, затем сомкнуты. Во всех позициях плечи, шея и голова напряжены. Количество знаков должно делиться на 8, т. к. это не сбивает ритм сердца.

Упражнения:
1. Резкий вдох носом — голова в сторону — 8 раз по 4 — в одну и по 4 — в другую сторону.
2. Обнять себя за плечи — резкий вдох носом — 8 раз.
3. «Понюхать» коленку 4 раза по 4.
4. Плечи поднять — вдох, опустить — резкий выдох — 8 раз.
5. Руки перед грудью вверх — вдох, вниз — выдох — 8 раз.
6. «Насос» — наклоны полностью, не распрямляясь, резкий вдох и выдох — 8 раз.

Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. По материалам http://venus-med.ru/.




Каталог статей о медицине © 2011-2018 Все права защищены. Powered by http://medikkatalog.ru/
Копирование запрещено,все права юридически защищены.

Яндекс.Метрика